День почитания Велеса, как управителя зимними морозами, посему его зовут Дед Мороз. Это праздник, когда дети показывают свои знания и умения, и те, кто действительно достиг достойных успехов, одариваются подарками от Мороза. Считалось, что нерадивых детей Дед Мороз накажет, а может и насмерть заморозить. В этот день принято проводить игры и гуляния для детей, накрывать праздничные столы, проводить Славбу Велесу.

Праздник детей и родителей. Время, когда Велес одаривает людей своей мудростью и магическими способностями. Велес благословляет хорошие семьи, одаривает детей лакомствами, женщин — способностью противодействовать и защищать свои дома от темной силы, мужчин — мудростью, предвидением.

Волхв в красной одежде, который является символом Велеса (Деда Мороза), после Православленья раздает детям подарки (на средства родителей или общины). Волхва можно пригласить в дом, где он непосредственно поздравит ребенка и благословит дом и семью. Дети свято верили в существование доброго защитника и пытались не гневить Велеса, который знает обо всем.

Велес — Бог мудрости, искусства, Богатства, хитрости, торговли, колдовства, гадания, проводник и охранник душ умерших.

Будучи Богом Богатства, выступает силой Рода Всевышнего, что через мудрость и знание людей Богатством наделяет. Велес ходит между тремя мирами. Чаще всего в Навь заходит посмотреть, не оскорблен ли кто невинно, и напомнить душам, как к Прави идти нужно. Он опекун Волхвов, Ведунов, Жрецов и людей Ведающих.

Ведающие от него Дар Веданья свой получают, с его помощью в миры другие бесплотно странствовать могут, чтобы мудростью обогащаться. Славяне, чтобы Велеса прославить, в маски и тулупы наряжались, потому что волосы, шерсть — это Богатство и тепло. Переодевание в звериные маски и тулупы наизнанку осуществлялось два раза в год — на зимние Святки и на Масленицу; оба праздники связаны с солнечными фазами — зимним солнцестоянием и весенним равноденствием. Первая праздничная неделя была связана с гаданием на будущий урожай, человеческую судьбу; середина и конец месяца касались приплода домашнего скота. Во второй раз подобное обрядодействие происходило непосредственно перед Колодием. Жрецы Велеса, одетые в тулупы наизнанку, со звериными масками на лицах заходили во дворы, в конюшни, провозглашая славбы Богам и заговоры к Велесу о здоровье домашних животных. А когда приходило время выгона скота на пастбища, люди вместе со своими стадами шли к святилищу, чтобы освятить их и принести жертву Велесу — опекуну скота.

Также Велес является помощником хлеборобов. Когда созревает урожай, в поле делают излучины, которые называют «Велесовой бородой», то есть жертвуют Богу-охраннику пучки золотых колосьев. В честь этой бороды пели обрядовые песни. Еще в конце жатв последний сноп посвящали Велесу — Божеству, которое присматривает за полями. Это пожертвование называлось сотой:

«…дадим десятину отцам нашим, а сотую — Велесу» (Велесова книга, д-З-А).

Десятая часть отдавалась на содержание храмов, старейшин, волхвов, а сотая — для принесения пожертвований во время обряда. В том есть большая мудрость, потому что, кто частицу на дело нужное отдать жалеет, тот и целого не получает.

Велесова борода. Плелась по окончанию жатвы и сохранялась до весны. Весной ее обмолачивали вместе с дидухом и засевали землю первыми зернышками.

@из интернета