Историческая справка о Празднике Радуница

В  энциклопедиях можно прочитать, что «Радуница – весенний языческий праздник восточных славян, связанный с культом предков».

В «Словаре славянской мифологии» об этом празднике пишут: «Радуница в России, в Беларуси и северо-востоке Украины – поминальный день».

Так что же раз это праздник поминания усопших предков, то это время печали, слез…? И как день поминания можно было приурочить к фестивалю, где предполагается веселье, песни, игрища и прочее?

Но вот что, в то же время мы читаем у В.Даля собирателя народных пословиц, поговорок, фольклора: «На Радуницу до обеда пашут, в обед плачут, а вечером скачут (пляшут)». А вот еще поговорки: «Веселы песни о масленице, а веселей того о Радунице», «Веселая масленица — бесстыдная горе-пьяница, а гульливая Радоница — светлой радости приятельница».

Так, несмотря на поминальный характер, Радуница считалась веселым и радостным праздником.

Радуница (Ра́дони́ца, Радуне́ц, Ра́довни́ца, Ра́дошница (сев.-вост.-рус., зап. по Далю), Радуніца, Ра́данiца, Ра́дынiца (белоруск.), Радаўнiца (смол. по Мурко) — древний весенний языческий праздник восточных славян.

Этимологически слово Радоница восходит к корню рад- (радование, радость). Ведь праздник связан с весенним пробуждением природы, открытием неба – чему люди искренне радовались.

Открывались небо и земля весной, возвращались перелетные птицы, а вместе с ними спускались из небесного Ирия или поднимались из-под земли, мира нижнего, души усопших предков. И люди приветствовали их как живых, только невидимых, благодарили их за помощь «с того света», или просили о помощи и благословении.

На Радуницу издревле на могилы прадедов приносили вино и поминальную еду (кутью, яйца, блины и пр.) и питье (пиво, брагу), устраивали причитания а затем и игрища (игры, песни и пляски).

В связи с поминанием предков и посещением мест их упокоения есть и другие названия этого праздника — Навий день, Могилки, Гробки.

Первоначально в древности праздник, видимо, отмечался не один день, а дня в три. Что и отразилось в поговорке про Радуницу: «На Радуницу до обеда пашут, в обед плачут, а вечером пляшут». В первый день проводили обряды, связанные с почитанием Матери-земли, что дает последний приют усопшим людям и заклинанием будущего урожая. Древние земледельцы верили, что умершие предки, похороненные в земле, способны повлиять на будущий урожай, а значит и на благополучие и достаток живых потомков.
Эти древние представления о связи предков с урожаем отразились в и ныне живущих поверьях: «Вывози навоз в родительскую, хлеб уродится» и так далее. Во второй день предков поминали и оплакивали, призывая, а на третий день, уже встретив, «совместно с ними» уже праздновали весну.

Весенние празднества в честь предков – это общеславянская традиция, которую восприняла и поддержала русская христианская церковь. После крещения Руси его стали отмечать, на так называемой Фоминой неделе, в первое воскресенье после Пасхи.
Либо в последующие понедельник или вторник (последнее распространилось особенно) или же и в понедельник и во вторник.

Первое воскресенье после Пасхи на Руси крещеной называли в народе Красной горкой. По сути это одно из названий той же Радуницы. Древнее весеннее славянское празднество.

Название Красная горка произошло от древнего обычая-обряда встречать Весну-красну на освобождавшихся первыми от снега пригорках, «красных», т.е. красивых местах.
На пригорках, холмах проводили весенние игры, хороводы и гуляния, а также обязательно встречали восход солнца на Радуницу.

В современные времена Радуница называется Родительским днем, причем имеются в виду не только родители, а вообще родственники, предки. В этот день очень многие посещают могилы своих умерших родственников, прибирают кладбища, жгут собранную листву, траву, мусор, оттаявший после зимы. После приборки угощаются, а остатки еды раздаются желающим.