21 декабря — Корочун, Зимнее Солнцестояние.
25 декабря — Коляда. Рождество Божича Коляды.

Коляда — один из крупных славянских праздников. Очень важная точка в годовом цикле. Этот праздник приурочен к дате зимнего солнцестояния — 22 декабря, но народное празднование Коляды все же смещено на 24-25 декабря.

Эти дни — период рождения Нового солнца, нового солнечного года. Сама точка «солнце ворота» считалась довольно опасной, ходили такие легенды раньше, что Колесо года в этот момент размыкается, солнце может и не встать. Трещина между мирами распахивалась, духи выходили и проникали в мир живых. Нечистые духи устремлялись в этот момент на землю, поэтому люди сосредотачивались в этот период на сакральном. На Руси в это время шли гадания и прочие ритуалы, призванные уберечь будущее семьи, рода, сгармонизировать его и т.п.

День перед Колядой тоже праздновался и назывался Карачун. День когда как раз идет полное завершение года, окарачивает год, заканчивает, а после этого уже начинается новый цикл.

Время было опасно для женщин на сносях, потому что они носили новую жизнь, а в этот период все обитатели нави стремились проникнуть в эту приоткрытую дверь на землю. Опасными были дни перед Колядой и после (так называемые Святочные вечера). Первые шесть дней были ворожными, страшными, колдовскими. Следующие шесть дней были светлыми, святыми. Это связано с тем, что каждый из дней соответствовал месяцу в году — темная половина года и светлая. В славянском ореале это считается по точкам равноденствия.

Первый святочный вечер был накануне Коляды. Сама Коляда не относится к святочным дням. И далее считались следующие 5 дней соответственно.

Самое важное в праздновании Коляды — Зажигание нового огня. Сначала тушили все огни, даже огонь перед лампадой и зажигался новый огонь. В более древнее, языческое время, зажигались костры на вершинах холмов, как вариант — поднималось огненное колесо. Если на Купалу его катили, то тут поднимали. Считалось, что таким образом люди помогают солнцу подняться на небеса. Через этот огонь идет сопричастность к божественному огню, к солнечному огню.

С этого огня зажигали новый годовой цикл.
Одно из важных событий этого периода, которое хорошо известно и по литературе дошедшей до нас и по старинным песням — это колядование. Колядование шло почти на протяжении всех святок. Но пик приходился на день перед Колядой.

Колядовщики выворачивали шубы наизнанку, как бы представляя выходцев из нави в которых славяне видели души Предков. Страшными они были потому, что никто не может узнать выходцев из нави, для людей они все страшные. Все кажутся нежитью. Либо это животные, что связывают нас с тотемизмом — древней верой в покровительство животных.

Колядовщики ходили по дворам, пели определенные песни. Сначала пели песни, которые выстраивали как бы мир человека, ведь это открытие нового года, поэтому надо было выстроить его мир. Пелось о мировом древе, где на макушке сидел орел, представляющий верхний мир — мир Богов, под деревом щука — нижний мир. Именно такие образы использовались для понимания. Далее, хозяин дома, у которого пелись эти песни, должен был одарить колядовщиков, как бы одарить этот пришедший новый мир. Насколько он хотел блага на этот год, настолько он и одаривал колядовщиков. Считалось, что так хозяин одаривал Предков, так он чтит свой род. Одаривали в основном едой. После этого колядовщики пели дому и хозяину благословление. Случалось так, что в доме, куда пришли колядовщики жили приземистые хозяева, которые не хотели особо одаривать гостей, тогда колядовщики могли спеть и хулительные песни, которые не сулили ничего хорошего этому дому.

Люди боялись, что колядовщики могут спеть такие песни и боялись, что их дом вообще могут вообще обойти. Благие силы, силы Предков только в этот период могли так близко контактировать с живыми, чтобы дать свое благословление.

Во время Коляды существовал такой немаловажный обряд как сжигание Бадняка. За светло находится сухое, мертвое дерево, оно украшается разными ленточками, наузами, после этого его дорубают, не касаясь голыми руками, и выносят через рукавицы или через рубахи. Это делалось, чтобы живое (Человек) не касался раньше времени мертвого (дерева).
Его несут к костру и погружают в огонь, после произнесения специальных слов его сжигают. Когда оно почти догорит, по нему стучат и говорят:
«Сколько искр вылетит из Бадняка, столько блага придет на новый год».

Существуют разные объяснения этой символики Бадняка. Можно сказать, люди создают мост между Явью и Навью, между двумя годами. Дерево, которое одним концом в одном мире, другим в нашем. Перед тем, как это дерево-полено сжигают, ему еще рисуют рот, куда его кормят и поят. Здесь прослеживается много образов, связанных с покойником.

Коляду можно фактически считать славянским Новым годом, началом празднества. Именно в этот период год для человека того времени начинался и продолжалось все это до Масленицы. Рождалось солнце на Коляду, а сила Жизни, сила Яви приходит на Масленицу.

Из интернета.